Есть ли в практике агентов истории, когда люди купили квартиру в доме, который в итоге достраивался существенно дольше обычного?
Безусловно, раньше на российском рынке недвижимости истории с покупкой квартир в долгострое не были чем-то удивительным, а встречались довольно часто. В Москве еще 20 лет назад случаи с банкротством застройщиков и обманутыми дольщиками, которым приходилось ждать свои квартиры не заявленные 2-3 года, а 5-10 лет и даже больше, были обычным делом. При этом страдали покупатели квартир не только у небольших строительных компаний, но и у крупных девелоперов, занимавших на то время лидирующие позиции на рынке.
Из нашей практики можно вспомнить ситуацию с обанкротившейся инвестиционно-строительной компанией «СУ-155». Покупателям квартир в ее проектах ЖК «Новые Черемушки» на проспекте 60-летия Октября и ЖК «Балаклавский проспект, 15» пришлось 13-14 лет ждать, чтобы получить заветные ключи. Дома, разрешения на строительство которых были получены в 2007-2008 годах достроили только к 2021-му.
То есть еще в 2000-х обманутые дольщики и долгострои были неотъемлемой частью рынка жилой недвижимости.
При этом были случаи, когда банкротились очень крупные компании, а число пострадавших покупателей измерялось в тысячах. Доходило до весьма резонансных событий, сопровождающихся забастовками, протестами, объявлением голодовок.
Именно для решения данной проблемы в свое время был принят федеральный закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов», а позже отрасль была переведена на проектное финансирование и эскроу-счета. В результате вопрос долгостроев и обманутых дольщиков фактически удалось решить, что, конечно, привело к удорожанию строительства и заметному росту цен на квартиры, но свело к минимуму риски потерять деньги и не получить жилье.
Случаи, когда собственники квартир в долгостроях пытаются продать свои объекты, также не редкость
Практически каждый владелец такого актива задумывается о его продаже.
Однако спрос на подобное жилье с туманными перспективами невысок, желающих их приобрести найти сложно. Поэтому в итоге большинству приходиться добиваться получения недвижимости до последнего, бороться, подавать коллективные судебные иски. До реальной продажи дело доводят те, у кого за время долгостроя изменилась жизненная ситуация, либо срочно потребовались денежные средства.
Условия продажи квартир в домах-долгостроях всегда индивидуальны, все зависит от конкретной ситуации. Например, дольщики проблемных ЖК от «СУ-155» продавали свои объекты по ценам, по которым и покупали. С учетом того, что за пять лет, пока стройка не двигалась, цены на жилье в целом выросли, для покупателей это была тоже вполне выгодная сделка.
Если квартиру в долгострое продают на этапе, когда новый застройщик приступил к реализации проекта и становится понятно, что дом будет достроен в конкретные сроки, то выставлять ее будут уже по рыночным ценам, никто из собственников давать большие скидки или избавляться от недвижимости за бесценок не будет.
Сегодня с учетом действующего законодательства заехать жить в квартиру в достроенном, но еще не сданном в эксплуатацию доме, практически невозможно.
В нашей практике был подобный случай. Тогда жилой дом возводился через жилищный кооператив в поселке Быково в Раменском городском округе Московской области. ЖК был практически завершен, но из-за гибели одного из учредителей стройка приостановилась. Ситуация осложнялась тем, что для вступления в наследство требовалось порядка 6 месяцев, а еще между потенциальными наследниками и партнерами по стройке возникли разногласия.
Сам же дом был почти полностью достроен, оставалось привести в порядок лестничные проемы и места общего пользования. В итоге покупатели квартир получили разрешение на вселение через суд, заехали, а после создали фонд, с помощью которого привлекли средства и проект достроили.