Объем нераспроданного жилья в российских новостройках на 1 ноября 2023 года составил 71,1 млн кв. м. Это на 5,4 млн кв. м больше, чем год назад. Доля нераспроданных квартир увеличилась до 67% от общего объема жилья, которое находится в стадии строительства. Это стало рекордным показателем за всю историю наблюдений.
С чем связан такой рекорд?
Зафиксированный рекорд по объему нераспроданного жилья в российских новостройках можно объяснить двумя факторами
Первый фактор – определенная стагнация на рынке недвижимости. Сегодня он находится в состоянии некоего кризиса и дисбаланса между сегментом новостроек и вторичного жилья. После повышений ключевой ставки проценты по ипотеке на вторичном рынке стали практически заградительными. В итоге спрос на «вторичку» падает, что оказывает негативное влияние на рынок новостроек.
Рынок жилья не работает в условиях, что одни люди просто покупают, а вторые просто продают.
Основная часть покупателей новостроек – это те, кто переезжают по причине улучшения жилищных условий. Они продают свою имеющуюся недвижимость, и эти средства используют в качестве первоначального взноса. Соответственно, им становится сложнее находить покупателей и новостройки тоже начинают меньше продаваться, что ведет к росту объемов нераспроданного предложения.
Второй фактор – рост объема жилого строительства в целом. Процент нераспроданных квартир напрямую зависит от реального объема предложения. Если проектов строится больше, то и процент проданных объектов, если уровень спроса не растет, сокращается.
Не можем говорить за российский рынок жилья в целом по стране, но в Москве и Подмосковье, объем строящихся проектов вырос.
Квартиры в ЖК, расположенных в хороших локациях, плюс-минус продаются
Менее удачные проекты пользуются меньшим спросом. В итоге застройщики вынуждены придумывать разнообразные маркетинговые приемы и инструменты стимулирования продаж: черные пятницы, новогодние распродажи, акции, приуроченные к праздничным датам – от восьмого марта до дня военно-морского флота.